Администрация МО "Село Чагаротар"
Село Чагаротар Хасавюртовский район Республика Дагестан

История

Чагаротар( прошлое и настоящее)

Название села Чагаротар связано с названием племени «чагары», происхождение которых объясняется двумя версиями.

Первое: Чагары, люди - воины, которые постоянно носили с собой огнестрельное оружие. Слово «чагъар» в переводе с кумыкского означает в буквальном смысле «нажмёт на курок, чтобы выстрелить». Тюбек чакъды, значит нажал на курок ружья.

До появления огнестрельного оружия, в те времена, когда стреляли из лука, применялся оружие, при нажатии на крючок которого вылетела стрела. В мирное время чагары, подразумевались как мужчины, которые много не думая могут выстрелить, будь то лук, наган или ружьё. Целью выстрела могло быть и предупреждение, мол со мною так обращаться не позволю.

Гордый нрав, уверенность в себе, непозволительность к унижению была характерной чертой чагаров, и они слылись настоящими мужчинами, которые могут постоять за себя, за того, кто за его спиной, не оценивая даже ситуацию и последствия. И не зря князья их настораживались.

Существует такая пословица: «Чагъарлар тербенсе, бийлер тайып ёл берер», что в переводе означает: Если чагары двинуться, князья отступятся, уступая им дорогу.

Рассказывают, что в дореволюционные годы, в селения кумыкские совершались разного рода варварские набеги, целью которых в большинстве случаев было ограбление. Говорят, в Чагаротаре существовал особый отряд хорошо вооруженных людей, которые в любую минуту были готовы выйти навстречу злоумышленникам, в защиту мирного населения.

Вторая версия происхождения чагаров такова. По некоторым предположениям они выходцы, то есть переехавшие из какого-либо села. Иначе пришедшие люди. А люди могли переехать из одного места в другое в большинстве случаев из-за кровной мести или проявляя недовольство баям и бекам. Князья вели себя вызывающе, своим высокомерием и жестокими нравами могли в любое время оскорбить кого-то, вступить в конфликт с местным населением. Небольшая ссора могла перейти в кровную месть.

В ге годы старый Аксай был крупным поселением, со своими посевными территориями и пастбищами, на берегу Аксай- реки. Приезжая в село люди видимо выбирали место проживания рядом с теми, кто основался там до их прихода. Строили жильё около их домов. Может быть, так было удобно. Их называли «чыкъгъанлар», пришедшие люди. В обиходе слово трансформировалось в «чагъарлар». Так могли образоваться микрорайоны, которых в селении называли «аулами». Так мог возникнуть и Чагар-аул в селении старый Аксай.

В те времена произношения слов и их правописания не были так точны, как в наши дни. Были случаи, когда одно и то же слово писали в разных вариантах. Обозначение звуков определёнными знаками воспроизводилось по усмотрению того, кто писал текст. Грамматику языка мы окончательно сформировали лишь в годы Советской власти.

Первая и вторая версии о происхождении слова «чагары», говорят о том, что эти люди вольные, переселенцы; как приехали, так же могли и уехать. Они любили независимый образ сосуществования, служить князьям могли, но беспрекословно и униженно подчиняться им не могли. Они могли дерзко ответить на их необоснованные поступки.

Для людей того времени дерзость, видимо была одним из компонентов на чём обосновывался их понятие о смелости. Общепринято, что смелым быть могут те, кто имеет честь и достоинство, чувствует неприкосновенность своего самолюбия.Чагары, как сословие не часто встречается на языке людей, в районах, издавна заселенных кумыками, кроме Хасавюртовского. Существовал микрорайон «чагар аул» в Тарках и Аксае.

Первая версия, что «Чагары в прошлом были воинами», более правдоподобна, её поддерживали почти все, с которыми я имел беседу, относительно этой темы. Среди них были историки, учёные, писатели, журналисты, старожилы.

Чагараульцы, впоследствии беспощадного уничтожения села Аксай в 1825 году, переселились на то место, где нынче проживают.

В исторической летописи Аксая есть такие строки:

«Старый Аксай был разрушен и сожжён наместником русского царя на Кавказе генералом Ермоловым. Заново строить село было запрещено, и люди, оставшиеся в живых, переселились кто куда. Некоторые ушли за реку Терек, другие уехали в Баку, а часть пришла к маленькому поселению Ташгечив, и вблизи него обосновали своё новое село. С годами из этих двух поселений образовалось большое селение Аксай. Общеизвестно, что селения Герменчик, Хамаматюрт, Адилянгиюрт, Чагаротар так же образованы выходцами из селения Аксай.

Вынужденное переселение на новое место 1825 году явилось причиной поступка, жителя древнего Аксая. Мужчина по имени Очар Гаджи, человек с гордым нравом, высоким критерием внутренней самооценки, достоинством «мужчины», убил кинжалом двух генералов - Лисаневича и Грекова, которые сидели перед ним, допрашивая его о причастности к какому-либо массовому противостоянию царским властям. На глазах у сельчан они его унижали, оскорбляли нецензурной бранью, задевали достоинство. Перед ним было два выбора: принять позор и жить дальше, или погибнуть от рук тех, кого он ненавидит. Он выбрал последний».

Возникает вопрос, если оставшиеся в живых жители староаксаевского квартала Чагараул, после ермоловского погрома села, переехали на новое место жительства в 1825 году, (именно в этом году сожгли село), почему же годом основания села, является 1827 год.

Дело в том, что именно в этом году, русский генерал дал согласие на этом месте основать село. Ермолов имел привычку преследовать жертву, видимо выработанный со времён его военной деятельности. Он не разрешал строить новые поселения или возобновлять старые, разрушенные им селения. Если и разрешал, то через несколько лет. Так было и с древним историческим Башлыкентом. После его разрушения жители в течении пяти лет скитались по соседним аулам, а кто-то жили в пещерах, лесах, пока царский наместник не дал добро строить измученным людям свое жильё.

Так случилось и с поселением Чагаротар. Поэтому годом его основания считается 1827 год, официально разрешенный Ермоловым жить на новом месте, выходцам квартала Чагараул, старого Аксая.

Так же как и весь Дагестан, жители села воодушевленно встретили Октябрьскую революцию, появившейся в наших краях в защиту обычного труженика, человека собственным трудом добывающего себе и семье еду и одежду, на языке революции, рабочего класса. В тридцатые годы поднимали колхоз, строили объекты соцкультбыта, благоустраивали улицы, обживали пашни и пастбища. Организатор и первый руководитель колхоза Асолтан Моллаев, позднее работал секретарем Дагестанского Обком КПСС.

Чагаротарцев всегда отличало трудолюбие. Многие из них работали на полях, отдавая все силы скорейшему восстановлению сельского хозяйства. Передовиками производства стали Чубай Акавова, Минат Мусаева, которые удостоились чести быть первыми участниками ВДНХ. Ударниками труда стали Зулай Биймурзаева, Абакар Маматавов, Закан Акавов, Мурзабек Джанхуватов, Крым Гусейнов, Сосурхан Даудов, Эльдар Байгишиев и другие.

Почётной миссии посетить ВДНХ в послевоенные годы удостоились чагаротарцы Надир Сапамов, Абдуллатип Алибеков В 1981 году в составе 12 -ти дагестанцев, ВДНХ посетил главный агроном колхоза Ахмед Аджиев. Он проработал на этой должности 32 года.

В годы войны из Чагаротара ушли на фронт 116 человек. Вернулись - 64. Многие за героические подвиги в войне и в послевоенном социалистическом строительстве, награждены орденами и медалями.

Звезда Героя России, которую он заслужил на фронте, нашла Абдулхакима Исмаилова в мирное время, в своём родном селении Чагаротар. Справедливость всё-таки восторжествовала. Он был в первых рядах советских воинов при штурме главного и последнего пристанища фашистов, здании рейхстага. По его коридорам и этажам, с ожесточенными боями, поднялся до вершины одного из его куполов.

Махмуд Каирбеков, за отвагу и героизм проявленные в боях, с немецкими захватчиками награждён Орденом Славы двух степеней и многими медалями.

За большие успехи в развитии сельского хозяйства, в послевоенные годы Орденом Ленина награждались: механизатор Ризван Кочакаев, доярка колхоза Вагидат Лабазанова, Рашитхан Джанхуватов.

В июле месяце 1958 года для чагоротарцев случилось неожиданное, затопила большую часть села. Почти 90 - 95 процентов домов стали не пригодны для проживания. Урожай, который собирался в сезонное время, стал непригодным для пользования в пищу. Жителям Чагаротара было предложенопереселиться в близости города Хасавюрта, на участок, так называемый «Аэродром». Но аксакалы отказались и пожелали остаться. Тогда было принято решение переселить село на правую сторону реки Аксай. В первое время люди жили в палатках. При помощи государства и собственными силами люди начали строить дома, обживать новые места. Руководство села, да и сам председатель колхоза приложили все силы и энергию восстановить хозяйство и поднять условия жизни сельчан. Были посажены сады на 190 гектаров, на следующий год была построена здание школы.

В последующие годы построили животноводческие фермы, здание Дома культуры, сельскохозяйственные гаражи и другие постройки соцкультбыта. В девяностые годы жители села начали пользоваться природным газом.

В начале двухтысячных годов, чагаротарцы были вынуждены проститься со своим колхозом. Много пользы получали сельчане от сельхозпредприятия, однако он был уничтожен, потому что перемены в обществе требовали это. Впоследствии - угроза банкротства и другие экономические трудности. В настоящее время его будущее трудно предсказать.

Образование, культура, медицинские услуги в Чагаротаре, получили своё развитие с того момента, когда Советская власть полностью вступила в свои права и началась реализоваться политика государства в улучшении труда и быта сельского населения республики.

После распада существующего строя в стране, как и во многих уголках нашей родины, жить в селе стало не престижным. Молодёжь уезжает за работой в другие регионы. Для тех, кто остаётся на родине предков - не очень уютно и комфортно. От такой «участи» не смог застраховаться и Чагаротар.

В селе работают специалисты службы Социального обслуживания населения района. Кое-какая помощь нуждавшимся, оказывается. Но это не спасает положение. Основная часть населения, осталась без работы. Чтобы жить, так же, как и в других населённых пунктах равнинного Дагестана, вынуждены находить средства существования, занимается полеводством и животноводством. Торговля для чагаротарцев недоступна, потому что до районного центра Хасавюрт, далековато и выгоды ехать каждый день туда и обратно, просто нет.

Чагаротарцы бережно относятся к своему прошлому, традициям, к людям, которые оставили память о себе, служили примером для благодарных потомков. Память о Великой Отечественной войне, участие сельчан в приближении Великой Победе, часть этой истории. К сожалению, не осталось ни одного участника войны. На главной улице села, около сельского Дома культуры построена «Аллея памяти» и монумент участникам ВОВ. Монумент открыт в 1973 году.

Однако главный духовный символ села Чагаротар - это Герой России Абдулхаким Исмаилов, так удачно завершивший свой пятилетний путь на крыше рейхстага, столицы фашистов с красным знаменем своей Великой Родины - СССР. Этой высокой наградой судьбы удостоился житель этого небольшого селения и навсегда запечатлел в мировой истории его имя.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie